Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.
Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.
Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выплняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую.
Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно - африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.
Итак, предполагается, что одежда вначале возникла как средство украшения и сословного отличия человека.
Основные формы одежды первобытного общества
Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей.
Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.
Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали.
Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества - драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.
Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу.
Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев...
Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве. А изменения стиля эпохи всегда связаны с идейными сдвигами, происходящими в обществе. В пределах же каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление - мода, затрагивающая все отрасли человеческой деятельности.
Мода - это временное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей его действительности.
Одежда византийской эпохи
В 395 году н.э. Римская империя разделилась на западную и восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами-германцами и галлами.
Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, выстояла и стала называться Византией.
Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Однако, рабство тормозило развитие производства, и на смену ему пришли новые общественные отношения - феодальные.
Господствующей религией здесь было христианство, которое являлось огромной экономической и политической силой. Оно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.
Ведущими видами искусства этого периода были архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей и вышивка.
Сохранившиеся мозаики и барельефы византийских церквей, иконопись - основные источники, отражающие эстетический идеал и костюм человека той эпохи.