Перебираю на полке старые журналы... В одном из номеров "Юного художника" вижу заголовок: "О рамах". Читаю...
"Преподавательницу по истории искусства прозвали "Косточка". Не потому, что она худощава, а потому, что она свой предмет преподаёт, как будто косточки обсасывает. Каждую отдельно. А сложить все вместе в единую конструкцию не может... Другого преподавателя за глаза зовут Майтели. Когда он хочет что-нибудь объяснить, то не надеется на сообразительность студентов и все время спрашивает их: "Понимаете ли?" А поскольку он всегда торопится по своим делам, то и фразу сокращает до одного слова - "Майтели"...
И вдруг - интересная мысль! "Преподаватели, особенно мужчины, всегда приходят на занятия в довольно небрежном виде. То ковбоечка навыпуск, то растянутый свитер в дырках. И только один не ленится надевать белую рубашку и костюм. Мало того, он надевает на занятия не просто галстук, а галстук-бабочку. За это все прозвали его Маэстро, что в переводе с итальянского означает "мастер"... Его уважают!"
Далее автор пишет, что показал он однажды свои эскизы Маэстро, а весили они килограмма три, и вдруг тот, рассердившись, забросил все три кило в угол, сказав: "Я не собираюсь мыть руки после каждого студента, показывайте только оформленные работы!" Потом учитель извинился и объяснил студентам свою реакцию, говоря о том, что художник должен стремиться, чтобы зритель остановился перед картиной, вошёл бы в нее и внимательно рассмотрел. Вот для этого и требуется "рамка-вход".
Рассуждая, он приводил такие примеры: "Книга тоже имеет свой парадный вход. Сначала обложка, потом фарзац, затем титульный лист, а уже потом идёт текст". Говорил он о зданиях и храмах с нарядными колоннами при входе, и о музыке, которая начинается с увертюры-вступления в мир звуковых образов.
В конце своего рассказа автор делает удивительный вывод: "Мы сидели, слушали и рассматривали его костюм и галстук-бабочку. Мне показалось, что это тоже рама, которую он носит на себе".
И вот сижу и размышляю над статьёй. По-моему, любой человек - кто бы он ни был - это живая картина, глубокая, неповторимая, полная контрастных чувств и переживаний. Одним словом - душа... А что же тело? "Я об этом давно подумал, - пишет автор, - когда ещё в баню ходил. Там все голые и одинаковые... А как станут одеваться, свои рамки на себя натягивать - все разные получаются!"
Я думаю, что не только представителя любой профессии, но и любое учреждение, будь то магазин, университет, строительная фирма, издательство, тоже можно образно назвать рамой, дверью, открытой для клиентов, покупателей, зрителей, читателей. И каждый из нас имеет не только своё собственное лицо, неповторимую душу, но и обрамление - те внешние атрибуты, которые должны не мешать нам, а помогать быть в гармонии с собой и привлекать к себе других людей, не зазывая их через чёрный ход, а приглашая войти в парадную дверь...