Одежда византийской эпохи


ОДЕЖДА ВИЗАНТИЙСКОЙ ЭПОХИ


 



Эстетический идеал красоты


Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни.

Отсюда красота - это добродетель во славу Бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты - духовной. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький, лишенный всякого намека на чувственность, рот и подчеркнуто высокий лоб.

Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий, а костюм приобретает особое значение.

При этом одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением духовной красоты ее характеризует страсть к роскоши, связанной с ритуалами церкви. Это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, повышенной декоративности костюма.


Ткани и цветовая гамма


Византийские ткачи славились изготовлением великолепных шерстяных, шелковых, парчовых тканей и ковров. Преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями и драгоценными камнями.

Рисунок - крупный, четкий, плоскостной (что также имело значение в нивелировке форм тела). Часто он выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

На одном костюме могло быть изображено до шестисот сцен на библейские темы. На одеждах религиозно-культового назначения широко применялась золотая вышивка и тканый узор.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.


Формы и виды византийской одежды


Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным плоскостным орнаментом, драгоценных тканей обусловило появление новых форм одежды, в которых господствующей становится "футляр", очень простой по покрою и делающий тело как бы бесплотным.

Эта форма, впервые появившись еще в Риме, в эпоху Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. Мало чем отличаясь от римской одежды по видам и названиям, ее формы однако претерпели существенные изменения.

Из костюма почти исчезла драпировка, а там, где она осталась, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.


© Ингрид Сози



Главная страница



Шитьё-бытьё Ingrid Sozi-YouTube Рейтинг@Mail.ru


Перепечатка материалов возможна только с активной ссылкой на данную страницу сайта.
Copyright © 2003-2024 Ingrid Sozi

Автор сайта не несёт ответственности за содержание рекламы. Хостинг от uCoz