Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни.
Отсюда красота - это добродетель во славу Бога.
На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты - духовной. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький, лишенный всякого намека на чувственность, рот и подчеркнуто высокий лоб.
Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий, а костюм приобретает особое значение.
При этом одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением духовной красоты ее характеризует страсть к роскоши, связанной с ритуалами церкви. Это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, повышенной декоративности костюма.
Ткани и цветовая гамма
Византийские ткачи славились изготовлением великолепных шерстяных, шелковых, парчовых тканей и ковров. Преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями и драгоценными камнями.
Рисунок - крупный, четкий, плоскостной (что также имело значение в нивелировке форм тела). Часто он выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
На одном костюме могло быть изображено до шестисот сцен на библейские темы. На одеждах религиозно-культового назначения широко применялась золотая вышивка и тканый узор.
Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков.
Формы и виды византийской одежды
Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным плоскостным орнаментом, драгоценных тканей обусловило появление новых форм одежды, в которых господствующей становится "футляр", очень простой по покрою и делающий тело как бы бесплотным.
Эта форма, впервые появившись еще в Риме, в эпоху Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. Мало чем отличаясь от римской одежды по видам и названиям, ее формы однако претерпели существенные изменения.
Из костюма почти исчезла драпировка, а там, где она осталась, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.